Жаңалықтар

Как активизировать общество и вовлечь граждан в управление государством

Открытые и честные выборы – залог создания открытого и справедливого общества.

В современной истории независимого Казахстана ни одни выборы не были признаны справедливыми и честными при его оценке международными организациями .

После каждых выборов имеется шлейф фальсификации и кражи голосов народа. Пока в новейшей истории ни разу не были привлечены к уголовной ответственности лица, которые фальсифицировали и умышленно крали голоса избирателей, чтобы прислужиться к действующей власти.  Примеров очень много, но каждый раз, кто совершает эти умышленные уголовные правонарушения – защищены действующей властью во всех уровнях.

Это значить, что  в нашей стране не реализуются требования Конституции Республики Казахстан, которые защищают права граждан в сфере выборного законодательства. Каждый раз попираются права и свободы граждан, указанные в Конституционном Законе РК « О выборах в РК». Причиной  считаю – порядок организации выборов руководящими и территориальными  органами избирательного процесса, которые сильно зависимы от действующей власти.

Статья 5 Конституции РК гласит: В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий.  Несмотря на это, почти во всех регионах страны, акимы областей и городов являются руководителями правящей партии «Нур-Отан». Они же полностью контролируют и с использованием административных ресурсов дирижируют оркестром.

Мы  10 ноября 2019 года, с активными гражданами столицы, состоящими  из независимых наблюдателей и желтоксановцев ( участники декабрьского восстания 1986г.), впервые в истории страны провели собрание по проведению всенародного Референдума, в соответствии с Конституционным Законом РК « О референдуме».

При подготовке и выезда с регионов делегатов,  были огромные препятствия со стороны властей и полицейских. Незаконное задержание граждан страны под любым предлогом. Статья 21 Конституции РК закрепляет , что  каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территориии и свободного выбора местожительства.

Несмотря на это мы собрали около 500 человек со всех 17 регионов страны и провели большое собрание референдума. Избрали инициативную группу референдума и сформулировали вопросы выносимые на референдум. Вопросы были выдвинуты две.    Первое,  проведение выборов в законодательные органы  на мажоритарной основе, то есть половину  выбирать из самовыдвиженцев, без партийного списка. Второе, упростить регистрацию политических партии. Целью было до проведения выборов в Мажилис и Маслихаты изменить положение выборного законодательства, с тем, чтобы привлечь самовыдвиженцев и увеличить количество политических партии для их участия в конкурентной среде на этих предстоящих выборах 10 января 2021 года. То есть оживить политическую ситуацию и вовлечь большего числа населения страны н этих выборах. От ЦИК получили отказ, в связи с нехватки кворума, а при обжаловании в Верховный Суд, последний под разными предлогами отказал в рассмотрении.

В настоящее время, главный выборный орган – Центральная избирательная комиссия сама зависима от исполнительной власти полностью, так как  ЦИК работает по Положению утвержденным  Указом Президента    Республики Казахстан  от 11 ноября 1996 года № 3205 .    Согласно этого Положения   ЦИК образуется в составе Председателя и шести членов .  Председатель Комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. По два члена Комиссии назначаются соответственно Президентом Республики Казахстан и Палатами Парламента Республики Казахстан.

Если помните,   в 1995 г.  был распущен парламент ( Верховный Совет ) страны и президент своими указами утверждал законы страны.  Тогда – это можно было оправдать, так как шла полностью реформа – переход с социалистической-плановой  к  капиталистической-рыночной экономике.  Реформа, как мы знаем, должна проводиться в быстрые сроки, а иначе потеря времени скажется в его эффективности.

Но то, что  с конца  прошлого века ситуация по организации выборности так и осталось – не красит нашу власть.  По большой справедливости, главный орган по организации выборов должен подчиняться законодательной власти и его члены должны быть избраны парламентом. Аналогичная ситуация прослеживается во многих европейских странах.

Президент страны, после каждого отведенного ему срока правления переходит в стан кандидата в президенты. У нас в стране влияние действующего президента налицо – что показали последние президентские выборы. При обжаловании итогов, по различным участкам, активной частью населения – независимыми наблюдателями – ЦИК и его комиссии на местах полностью игнорировал их.  При этом защищая интересы кандидата и действующего  президента  и власти.  А суды любыми путями отказывали в исках, ссылаясь на различные необъективные основания. Случаи явного  нарушения выборного законодательства встречалось повсеместно .

Считаю, что такое положение дел противоречить 3 статье Конституции РК, которая утверждает, что  единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через референдум и  свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Надо признать, что постулат первого президента :«сначало экономика, а потом политика»- не выдержало испытание временем  и мы потеряли очень многое в политической жизни страны. Время показало, что на одной экономике не подкрепленное идеологией и политическими реформами – далеко не уедешь.

Отсюда и полный негатив граждан страны по отношению к выборам проводимые в стране. Спроси у простого человека – в ответ услышишь « За нас уже все решили – толку нет пойти на выборы.» И они по своему правы. Что надо делать?  Извечный вопрос!

Если новый президент ( предлагаю называть его не вторым, а именно новым президентом, надеясь)  действительно хочет осуществить политические реформы и хочет быть слышащим государством, то пусть услышит народ.

Надо начать с того, чтобы граждане страны почувствовали, что они тоже участвуют в становлении руководящих и выборных органов государства и  участвуют в управлении государством путем голосования.

Надо начать с изменения статуса Центральной избирательной комиссии и всего механизма выборов в стране, выставляя их на справедливые рельсы.

Если нынешние правители страны хотят вовлечь народ и его активную часть для осуществления реформы, то они должны им дать реальные возможности требуемые Конституцией  и  Конституционным Законом « О выборах в РК».  Это:

– организовать реальные честные выборы, без фальсификации и кражи голосов народа;

– членов избирательных участков выбирать  местными представительными органами  из местных авторитетных и честных граждан из числа членов политических партии в основном юристов. Указанные лица должны принимать присягу о проведении выборов честно и справедливо;

– повсеместно осуществлять выборы акимов всех уровней;

– выборность судей всех уровней ( районные, городские, областные). Выбранные судьи выбирают своих руководителей сроком на 2 года и осуществляют их сменяемость из своего же числа . Судей Верховного суда страны выбирает судейский корпус страны. А члены Верховного суда избирают своего председателя сроком на 2 года с принципом сменяемости из своего же числа;

– восстановить Конституционный суд в РК , с правом  каждого гражданина страны обратиться  единолично;

– упразднить сенат и сделать парламент однопалатным;

–  установить единую дату  выборов, где будут выбираться все кандидаты : депутаты разных уровней в законодательные, судебные и исполнительные органы.

-выборы в мажилис и маслихаты всех уровней проводит на мажоритарной основе, то есть половину депутатов выбирать из граждан страны-самовыдвиженцев, без партийного списка.

– регистрацию политических партии упростить, с тем, чтобы они находились на одном конкурентном поле, а выбор сделать за народом;

– сделать условия для создания свободных  средств массовой информации:

При таком положении дел  реально будет действовать статья  4 Конституции РК, государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Да и каждый гражданин нашей страны почувствует свое участие в управлении государством в соответствии со статьей 3 Конституции РК.

Такие политические изменения дадут большой толчок в становлении открытого и активного гражданского общества. Это будет большим шагом, в строительстве правового и демократического государства.

Искалиев Нурлан.  юрист , общественный деятель.

Back to top button