Жаңалықтар

Должен действовать простой законный постулат: « Что не запрещено, то разрешено» — Нурлан Искалиев

                4  декабря 2020 года  Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, далее ЦИК,  приняла постановление, «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года», далее Акт.

В самом тексте постановлении ЦИК имеется явные противоречие к действующему законодательству страны.  Остановимся  на спорных моментах в мотивировочной части Акта:

    Первое:   Возможность осуществления деятельности по наблюдению за выборами, включая направление лиц для наблюдения за выборами, должна быть предусмотрена в уставе юридического лица, за исключением политической партии, которая создается для выражения политической воли граждан и участия в формировании представительных органов.

При этом деятельность субъекта, направляющего лиц для наблюдения за выборами, должна соответствовать целям его создания, поскольку  Гражданским кодексом (статьи 41, 106, 107) предусмотрены нормы об обязательности указания предмета и цели в их учредительных документах.

Таким образом, указание в уставах   некоммерческих организации, в том числе общественных объединений иной деятельности, не запрещенной законодательством, не означает возможность заниматься любым видом деятельности. Предмет деятельности таких организаций сопряжен с их целями, для достижения которых они были созданы. Следовательно, направлять лиц для наблюдения за выборами могут  организации, при условии, если это будет соответствовать их уставной цели относительно реализации и защиты политических прав и свобод граждан.

     Из указанного следует, что полномочия по участию в избирательном процессе, наблюдению за выборами на избирательных участках и в целом по осуществлению деятельности в сфере реализации политических прав граждан должны быть подтверждены выпиской из устава организации.

       Второе:  В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Конституционного закона в день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждой политической партии, выдвинувшей партийный список, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции и по одному наблюдателю от каждой политической партии, иного общественного объединения, других некоммерческих организаций Республики Казахстан.

Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 20-1 Конституционного закона наблюдатели вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии.

Данное право следует использовать с учетом норм пункта 8 статьи 20 и пункта 1 статьи 20-1 Конституционного закона, предусматривающих, что наблюдатели вправе осуществлять свою деятельность в день голосования и лишь на избирательном участке, на котором произведена его регистрация на основе представленных им документов. Указанные нормы предопределяют полномочия наблюдателя только днем голосования при выборах и конкретным избирательным участком. Это обусловлено тем, что наблюдение является одной из мер по обеспечению соблюдения законодательства о выборах при голосовании и подсчете голосов. Следовательно, наблюдатели имеют право присутствовать на заседаниях соответствующей участковой избирательной комиссии в день голосования.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

Согласно статье 8 Конституционного закона голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.

    При этом никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного (статья 145 Гражданского кодекса.

      Третье:  Согласно подпункту 61) статьи 2 Закона Республики Казахстан «О связи» запись (фото-, аудио- и видео-) не является категорией, аналогичной трансляции (выходу в прямой эфир). В связи с этим участковой избирательной комиссии и наблюдателям необходимо учесть, что онлайн-видеотрансляцию с избирательных участков законодательство не допускает.

Из вышеизложенного следует, что ЦИК своим постановлением :

А)   Запрещает участие общественных объединении и неправительственные организации, в качестве наблюдателя, если в их уставе не предусмотрена такая деятельность.

Б)  Права наблюдателей урезаны по времени  и  разрешены только в день выборов и только по одному представителю от общественных объединении на одном избирательном участке.

В)  Запрещается осуществление фотографирование или запись на видео граждан прибывших для голосования без их разрешения на это.

Г)  Запрещается осуществление наблюдателями онлайн-видеотрансляции с избирательных участков.

Теперь, попробуем разобраться в чем противоречие этого постановления с действующим законодательством .  Принятие нормативных правовых актов  или акты разъяснения правовых актов регулируется  Законом   РК « О правовых актах», далее Закон .

В самом начале необходимо дать правовую оценку и определить к какой категории отноститься этот АКТ, по определению Закона.

В главе 3 указанного  Закона  виды нормативных правовых актов делятся на основные и производные, а в главе 12  дается определение о  виде ненормативных правовых актов.  К основным видам нормативных правовых актов относятся и нормативные правовые акты (постановления)  принимаемые Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. ( пункт 6 статьи 7Закона) .

Учитывая, что обсуждаемый Акт разъясняет в первую очередь некоторые статьи Конституционного  Закона  РК « О выборах в РК» ,  далее Конституционный закон, то указанный Акт ЦИК необходимо отнести к акту ОФИЦИАЛЬНОГО РАЗЪЯСНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. Ненормативные правовые акты принимаются на основе нормативных правовых актов и в целях их реализации. Ненормативные правовые акты принимаются уполномоченными органами, указанными в настоящем Законе и иных нормативных правовых актах. ( ст.56 Закона ).

В статье 58. Общие положения об актах официального разъяснения нормативных правовых актов указано: 1)  В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное разъяснение норм, содержащихся в нормативном правовом акте. 2) Акты официального разъяснения нормативных правовых актов не устанавливают нормы права и не восполняют пробел в законодательстве Республики Казахстан. 3) Официальное разъяснение нормативного правового акта дается исключительно в целях уяснения, уточнения содержания норм права, не может изменять смысл норм права и выходить за пределы разъясняемой нормы  5) Акты официального разъяснения имеют обязательный характер при реализации содержащихся в них норм, в том числе при их применении, за исключением случаев, установленных пунктом 4 статьи 60 настоящего Закона, и осуществлении правосудия.

В оспариваемом Акте ЦИК налицо нарушения требования  статьи 58  Закона.

Пункт 4 статьи 60 Закона гласит:  Государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.

Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. Принятием этого Акта ЦИК запутал работу местных избирательных комиссии с наблюдателями. А с учетом того, что указанный Акт имеет рекомендательный характер, то избирательные комиссии на местах не могут на него ссылаться как нормативному акту.

  Теперь, о запрете участия общественных объединении и неправительственные организации, в качестве наблюдателя, если в их уставе не предусмотрена такая деятельность.

В Акте имеет  место,  широкого толкования Конституционного Закона РК « О выборах В РК», а также изменен смысл норм права и выход за пределы действующего законодательства .

Полномочия наблюдателя от общественных объединении указаны в статье 20-1 Конституционного Закона РК « О выборах в Республике Казахстан», далее Конституционный Закон, указано четко:          Полномочия наблюдателя от политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его фамилии, имени, отчества. Данный документ заверяется печатью организации, направившей наблюдателя, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя путем внесения данных о нем в журнал учета.

Конституционный Закон дает исчерпывающее требования по установлению полномочии наблюдателей для участия в выборном процессе для представителей политических партии и общественных организации. Из смысла Конституционного Закона вытекает, что наблюдатель, если его полномочия потверждены, имеет право участвовать на заседаниях избирательных комиссии  и ознакамливаться со списком избирателей и т.д.

При этом Конституционный Закон не различает представителей политических партии от представителей от общественных объединении. Так как по сущности оба они являются общественными организациями созданными в соответствии с Законом РК « Об общественных объединениях».

Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партиипрофессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. ( статья 2 вышеуказанного Закона) .

Законодатель  решил  не разделять партии и общественные объединения в их полномочиях, в качестве наблюдателя, при участии их на выборах проводимые в стране. А ЦИК в противоречие этому Конституционному Закону, превысив свои полномочия, разделил их и ужесточил требования при участии на выборах отдельно для общественных объединении. Здесь нам видится нарушение требовании статьи 158 Закона, так как ЦИК не имеет права не устанавливают нормы права и не восполняют пробел в законодательстве, а также не может изменять смысл норм права и выходить за пределы разъясняемой нормы .

Также, в Конституционном Законе нет ограничении по количеству наблюдателей от одной организации в одном избирательном участке и по времени только в день выборов.

Здесь тоже имеет место изменения и выход за пределы Конституционного Закона.

             Остановимся о запрете осуществление фото и  записи на видео граждан прибывших для голосования без их разрешения,а также осуществление наблюдателями онлайн видеотрансляции с избирательных участков.

Пункт 1-1 Статьи 14. Закона РК « О средствах массовой информации» гласит  Средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях: 1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях; 3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Думаю, несложно догадаться, что выборы является публичным мероприятием и соответственно согласие изображаемого лица не требуется. При этом необходимо учесть, что с момента когда избиратель входит в кабину для голосования – эта норма не действует, так как вступает принцип тайности при голосовании. А когда избиратель выходит и голосует, то он становиться субьектом для наблюдения. Так как при опускании в урну своей бюллетени необходимо наблюдать за ним, чтобы он не нарушил выборное законодательство.

В своем Акте ЦИК запрещает осуществление наблюдателями онлайн-видеотрансляции с избирательных участков, указывая на пункт 61 статьи 2 Закона РК «О связи», при этом  они противоречат основным принципам государственного регулирования деятельности в области связи (Статья 5. Основные принципы).

Принципами государственного регулирования деятельности в области связи являются:

1) защита прав и законных интересов пользователей услугами связи, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи;

2) создание условий для оказания универсальных услуг связи;

3) свобода передачи сообщений по сетям и средствам телекоммуникаций, свобода приема, доставки и транзита почтовых отправлений;

4) равенство прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;

5) добросовестная конкуренция…

Эти первые 5 принципов, указанные в этой статье разрешают осуществление онлайн-видеотрансляции наблюдателям. Так как они эту работу делают для защиты прав и законных интересов пользователей услугами связей, в том числе избирателей.

В соответствии со статьей 59  Закона: Смысл подзаконных нормативных правовых актов при их разъяснении должен раскрываться в полном соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами. Нормы законодательных актов должны разъясняться в полном соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан.

В нашем случае Акт противоречит статьям 3,14,20  Конституциии РК.  Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы ( статья 3).

Все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам ( статья 14).

Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.

Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.  Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 1113-15пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции

Остановимся отдельно на форме и содержания принятого Акта .

Статья 61 Закона требует,чтобы структура актов официального разъяснения нормативных правовых актов состояла  из вводной, описательной и резолютивной частей.  Во вводной части акта официального разъяснения нормативного правового акта указываются: наименование уполномоченного органа, разъясняющего норму нормативного правового акта; наименование акта официального разъяснения с указанием структурного элемента нормативного правового акта, в котором содержится разъясняемая норма, даты принятия и номера нормативного правового акта, содержащего разъясняемую норму; место и дата принятия акта официального разъяснения нормативного правового акта;наименование органа либо физического или юридического лица, по инициативе которого разъясняется норма нормативного правового акта.

Описательная часть акта официального разъяснения нормативного правового акта должна содержать описание и анализ содержания разъясняемой нормы.

А резолютивная часть акта официального разъяснения нормативного правового акта должна содержать вывод уполномоченного органа, уясняющий смысл и содержание нормы нормативного правового акта.

В самом оспариваемом Акте, четко не просматривается указанные требования.

Необходимо указать, что в своем  спорном акте ЦИК не конкретизировал свои запреты в резолютивной части постановления. Указывая  свои запреты местным избирательным комиссиям только в мотивировочной части.  Также непонятно, в своем Акте ЦИК указывает только на избирательный процесс касаемые по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года», тогда как выборы в стране проходят не только в Мажилис и маслихаты. Непонятно, почему ЦИК выделяет эти выборы от остальных.

Так в резолютивной части Акта указываются ссылки только на действующее законодательство, без уяснения смысла  и  конкретного вывода.

Также этим Актом ЦИК нарушает принцип гласности выборов. Выборы должны проходит открыто и строго в соответствии с действующим выборным законодательством.

А в статье 59 Закона указано: Смысл подзаконных нормативных правовых актов при их разъяснении должен раскрываться в полном соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами. Нормы законодательных актов должны разъясняться в полном соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан.

Когда на весах Конституционный Закон и разъяснительный Акт принятый ЦИКом, противоречащий этому Конституционному Закону, то становиться определенно ясно, что оно неправомерное.  А чтобы не было путаницы и споров на избирательных участках, то его необходимо отменить

Настоящим Актом  ЦИК  широко толкует действующее законодательство в целях ограничение прав наблюдателей при участии их на выборном процессе и по времени и при использовании технических средств для осуществления фото-, аудио- и видеозаписи .

Согласно статье 12.  Закона при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Из всего этого следует,что  содержание указанного   Акта  противоречит Конституции Республики Казахстан и Конституционному Закону РК « О выборах в Республики Казахстан» и Законам РК «О правовом  акте» , Закону РК « Об общественных объединении в РК».

В любом правовом и демократическом государстве или стремящемуся быть таковым , должно поощряться инициатива граждан, которые выступая наблюдателями осуществляют недопущение фальсификации и кражи голосов избирателей и ратуют за честные выборы. Также должны быть защищены  права и свободы граждан страны, закрепленные в Конституции страны .

Вовлечение большего числа людей в избирательный процесс – это конкретные шаги в становлении активного гражданского общества в стране. Тут должен действовать простой законный постулат: « Что не запрещено, то разрешено» .

Искалиев Нурлан.

юрист, общественный деятель

  +77017221610 

Back to top button